В России по-прежнему применяется карательная психиатрия?

Павел Никулин: В Коми руководство Республиканской психиатрической больницы поместило свою сотрудницу в палату принудительного лечения. Санитарка Светлана Пунегова более суток провела в отделении вместе с "острыми больными". Выйдя на свободу, она добилась возбуждения уголовного дела в отношении начальства.

 

10 ноября 2011 года Следственный комитет республики решил отвезти Пунегову на психиатрическую экспертизу в Москву — местным врачам следователи не доверяют.

Как следует из материалов дела, конфликт между санитаркой сыктывкарской психбольницы Пунеговой и начальством длился несколько месяцев и достиг апогея 21 сентября этого года. В тот день санитарка в очередной раз потребовала выплатить ей «стимулирующие надбавки к зарплате». В ответ ей посоветовали взять больничный. На следующий день вечером в кабинет одного из врачей вошли санитары, скрутили женщину и отвезли в Эжвинский район Сыктывкара, в главное отделение республиканской больницы. Пунегову поместили в больничную палату. Таблеток ей не давали, но требовали подписать согласие на медикаментозное лечение.

Женщина успела сообщить о случившемся знакомому юристу Виктору Торлопову. Он рассказал «МН», что санитарку выпустили из стационара на следующий день, после того как в ситуацию вмешались правозащитники. Пунегова сразу подала заявление в Следственное управление Следственного комитета РФ по Коми (СУ СК). Спустя месяц, 25 октября, СУ СК возбудил дело о «незаконном помещении в стационар» (ч. 1 ст. 128 УК).

Потерпевшей предстоит пройти психиатрическую экспертизу в Центральном институте судебной психиатрии им. Сербского, где вынесут окончательное решение о ее психическом здоровье. Об этом рассказал «МН» руководитель республиканского СК Николай Басманов. Экспертизу следователи могли проводить и в соседней с Коми Кировской области, но решили перестраховаться. «Какое бы решение в Кирове ни вынесли, наши врачи смогут его оспорить, у них одинаковая квалификация, а решение Института Сербского оспорить нельзя. Там специалисты самой высокой категории», — сказал руководитель СК. Уголовное дело следователи уже направили московским психиатрам.

«Налицо грубое нарушение закона. К этой женщине не имели права применять принудительные меры медицинского характера. Она боролась за свои права и предъявляла обоснованные претензии. А ее поместили в грубой насильственной форме в больницу. Это тяжелая моральная травма!» — заявил Басманов.

Виктор Торлопов уверен, что экспертиза докажет полную вменяемость Пунеговой. «Она писала заявление собственноручно, ни в чем не путается и здраво рассуждает о ситуации. У нее двое несовершеннолетних детей-школьников, полная семья и непьющий муж. Нормальная девушка», — сказал он. После освобождения Пунегова провела две недели на больничном, потом хотела вернуться на работу, но ее не пропустили на территорию стационара.

Получить вчера комментарий главврача Республиканской психиатрической больницы Ларисы Князевой «МН» не удалось.

Случай Пунеговой не единичный, говорит президент Гражданской комиссии по правам человека России Татьяна Мальчикова. В комиссию еженедельно поступают 20–30 жалоб на незаконное помещение в психбольницы. Чтобы поместить человека в стационар, бывает достаточно, чтобы кто-то обратился к психиатрам с жалобой на его поведение.

«Человека везут в больницу, там врач ставит диагноз. По закону только психиатр или врачебная комиссия могут принять решение о помещении человека в стационар. Последняя инстанция — суд, но по факту судьи соглашаются с медицинскими документами. Психиатры часто имеют корыстные интересы и принимают решение о госпитализации за деньги», — сказала «МН» Мальчикова. Она добавила, что нередко с просьбой положить человека в стационар к врачам психбольниц обращаются родственники или знакомые будущего пациента, которые хотят получить его квартиру или свести с ним счеты.

 

Источник: "Московские новости"