Путеводитель из серии "Топография террора": презентация в Рязани (+ ФОТО)

Презентация книги Политические репрессии в Рязани. Путеводитель. Фото Марии Середа.Елена Сафронова: В этом году в преддверии Дня Памяти на прилавках книжных магазинов Рязани появился уникальный сборник под общим названием "Политические репрессии в Рязани. Путеводитель" из серии "Топография террора". Эту серию выпускает Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество "Мемориал". Шесть первых путеводителей посвящены, кроме Рязани, Комсомольску-на-Амуре, Красноярску, Сыктывкару, Пензе и Воронежу.

 

 


Фоторепортаж Марии Середы с презентации

К сожалению, не российские власти, а международные общественные организации и фонды являются основными спонсорами таких проектов – это немецкий фонд Г. Бёлля, международный институт "Открытое общество", фонд Форда - пишет Информагенство "7 новостей". В нашей стране проект по изданию таких путеводителей поддерживает "Новая газета", а также частные благотворители, жертвующие посильные суммы во благо грандиозной цели.

Название "Путеводитель" – конечно условное, скорее, это сборник исторических исследований и архивных документов. Но, по "формату" серии, они группируются по историческим местам городов, связанным с преступлениями тоталитарного режима в СССР. В книге, подготовленной Рязанским историко-просветительским и правозащитным обществом "Мемориал", собраны статьи историков, краеведов, правозащитников: Андрея Блинушова, Гюляба Мартиросяна, Екатерины Макаренко, Дениса Ирошникова и других.

Среди тех, кто начинал работу по увековечению трагической памяти – ныне ушедшие фотохудожник Евгений Каширин и общественный деятель, искусствовед Виктор Лозинский (ведь материалы собирали более 20 лет!). При составлении "Путеводителя" использовались исследования российских и зарубежных историков, показания непосредственных свидетелей, мемуары политических заключенных и госчиновников, и главное – архивная информация.

Среди местных пунктов "топографии террора": Казанский Явленский женский монастырь на улице Фурманова, на территории которого находился концлагерь для политических заключённых; бывший Тюремный замок на Первомайском проспекте, место приведения в исполнение расстрельных приговоров при "вожде народов"; Старообрядческая церковь на Скорбященском кладбище, возле которой в 1937-1938 годах тайно хоронили расстрелянных; Рязанский лагерь НКВД в Приокском посёлке. Но этот список дополняют неожиданные на первый взгляд учреждения – Рязанская радиотехническая академия, где в 60-е была раскрыта студенческая "антисоветская" "Марксистская партия нового типа"; Рязанский медицинский университет, также "гнездо" антисоветских настроений; Рязанский колледж электроники, студенческие выступления в котором легли в основу знаменитого рассказа А.И. Солженицына "Для пользы дела".

28 октября 2011 года в книжном магазине "Барс" на Московском шоссе состоялась презентация путеводителя, которую вели историк Андрей Блинушов и философ, историк, профессор Гюлаб Мартиросян. Из официальных лиц на ней присутствовал старший администратор отдела по связям со СМИ управления по связям с общественностью аппарата администрации Рязанской области Юрий Суляев, который высоко оценил как саму инициативу "Мемориала", так и книгу о самом "тёмном" периоде новейшей истории. По его словам, эта книга – один из шагов к полному изучению истории Рязанской области, истории её жителей, и очень хорошо, что в канун Дня Памяти жертв политических репрессий издан такой путеводитель – он, безусловно, напомнит о тех страшных годах и даст понимание, как не повторить их - цитирует Юрия Суляева агентство "7 новостей".

Ведущий презентации Андрей Блинушов с трудом уложил своё выступление в заданные временные рамки, так как вспоминал одну за другой истории, иллюстрирующие то эпоху "Большого террора" (биографию рязанского "расстрельщика" Ерохина; биографию Фриновского, замнаркома внутренних дел, спускавшего "квоты" расстрелов и арестов по Рязани, его жены и сына, арестованных и казнённых за "недоносительство"; историю о том, как местные руководители НКВД, стремясь выслужиться, требовали увеличивать "расстрельные квоты"), то более поздние, но не намного более свободные этапы советской истории. Характерно, что вся изыскательская работа Рязанского "Мемориала" до сих пор не может дать ответа на вопрос, сколько всего человек в крае подверглось репрессиям. Данные содержатся в архивах разных ведомств: по линии КГБ есть сведения о почти 15 тыс. репрессированных, по линии МВД – о почти 17 тыс. раскулаченных, а также арестованных за всякого рода "мятежи" и "бунты" крестьян; прокуратурой и судами реабилитировано порядка 16 тыс. рязанцев, а более 4 тыс. смертных приговоров приведено в исполнение; но эти данные далеко не полны. Многие архивные дела от исследователей по-прежнему скрыты, засекречены.

Презентация книги взволновала слушателей. Студент Евгений Плоткин даже задал вопрос: почему до сих пор не устроен процесс, подобный Нюрнбергскому трибуналу, над карательной системой СССР и её сотрудниками? Не пора ли поставить все точки в этом вопросе? Юношу волнует, что сегодня вновь идеализируют вдохновителей террора и оправдывают исполнителей репрессивных мер. На этот вопрос ответ Андрея Блинушова был коротким: "Увы, сейчас наше общество вряд ли к этому готово, раскол во мнениях о советской истории страшный!" – а ответ Гюлаба Мартиросяна, напротив, перешёл в продолжительную личную беседу с молодым человеком, проявившим такую широту взгляда - пишет Информагенство "7 новостей".

 

* * *

 

"МК-Рязань": В Рязани появился путеводитель по местам политических репрессий

В пятницу, 28 октября, в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий (отмечается 30 октября), в «Книжном Барсе» на Московском шоссе состоялась презентация книги «Политические репрессии в Рязани. Путеводитель».

В книге более 10 разделов, насыщенных иллюстрациями: фотографиями, копиями документов и газетных публикаций, а также современными картами Рязани, которые помогут точно определить расположение упоминаемых мест.

География мест в Рязани, где допрашивали и содержали «врагов народа», весьма обширна. К примеру, в бывшей гостинице Штейерта на пересечении улиц Астраханской и Почтовой заседала Рязанская губернская ЧК. Ревтрибунал, вместе с некоторыми подразделениями ЧК, находился на углу улиц Соборной и Большой.

В бывшем Казанском Явленском женском монастыре, который занимал целый квартал между улицами Затинной, Фурманова, Свободы и Либкнехта, с 1919 года были организованы места заключения осужденных. По сути это был концлагерь в черте города.

Кроме мемориальцев, в работе над книгой принимал участие также профессор, историк Гюляб Мартиросян. Им подготовлены материалы об армянских офицерах, которые содержались на территории Рязани. Кроме того, фотохудожник и краевед Евгений Каширин, а также общественный деятель Виктор Лозинский в свое время проявляли интерес к теме репрессий. Они собирали материалы об Александре Ерохине – коменданте рязанского ГПУ, а затем НКВД. Фотографии, найденные Кашириным, и статья об этом человеке, также помещены в путеводителе - пишет "МК-Рязань".

«К сожалению, мы были ограничены объемом, поэтому нигде ранее не публиковавшиеся статьи рязанских историков и краеведов, работы зарубежных исследователей, уникальные документы и архивные материалы вошли в сборник не в полном объеме, а те, которые вошли, пришлось сильно «урезать». Будем искать спонсоров на второй том издания, а также непременно откроем в интеренете специальный сайт Архивной коллекции Рязанского "Мемориала", где выложим все исследования и документы полностью», – рассказал историк Андрей Блинушов.

Во время презентации был задан вопрос о числе репрессированных в Рязанской области. По словам Блинушова, на сегодняшний день можно привести лишь неполные статистические данные. Он привел данные, согласно которым в архивах управления ФСБ по Рязанской области хранится 14 110 уголовных дел лиц, осужденных по политическим статьям и впоследствии реабилитированных, а в архивных фондах областного управления МВД хранятся дела о 17 219 репрессированных крестьянских семей. В базе данных рязанского общества «Мемориал» хранится информация о 4 352 рязанцах и уроженцах области, расстрелянных во время советских «чисток». Количество дел о принудительно трудившихся на предприятиях, шахтах, лесозаготовках, а также спецпереселенцах, интернированных, подвергнутых фильтрации с лишением свободы, и им подобных, неизвестно до сих пор.

 

Историк Андрей Блинушов и философ, профессор Гюлаб Мартиросян
Историк Андрей Блинушов и философ, профессор Гюлаб Мартиросян. Фото Мария Середа.