Судебный репортаж HRO.org: Допрос Кадырова и "бомба" Красненкова

28 апреля 2011 года судья участка №363 района Хамовники города Москвы Каринна Морозова выслушала показания Рамзана Кадырова в рамках разбирательства уголовного дела Олега Орлова. Свои показания Рамзан Кадыров давал по телемосту, поскольку в Москву он для этого не приехал.

Причин такого своего поступка потерпевший не указал. В результате заседание происходило в здании Мосгорсуда - так как в райсуде отсутствуют технические средства для организации телесвязи.

Размеры зала оказались обманчивыми - будучи значительно просторнее маленького помещения в райсуде, он вмещал лишь немногим больше посетителей из-за малого числа скамеек. И хотя судебные приставы принесли еще две лавки, всем желающим усесться не удалось, некоторые остались стоять или расположились прямо на полу.

Глава Чечни считает себя "оклеветанным" Председателем Совета Правозащитного центра "Мемориал" в связи с его публичными высказываниями об ответственности потерпевшего, как руководителя республики, за убийство правозащитницы Натальи Эстемировой, совершенное 15 июля 2009 года.

Потерпевший в первую очередь потребовал удалить из зала журналистов с телекамерами, что немедленно было сделано.

Затем Рамзан Кадыров заявил, что уже дал показания на предварительном следствии, они включены в материалы уголовного дела, поэтому повторять что-либо снова он считает излишним. Однако такой ответ судью не устроил, и главе Чечни пришлось отвечать на вопросы прокурора Татьяны Поповой, адвоката подсудимого Генри Резника и самого Олега Орлова.

Потерпевший рассказал, что о высказываниях Олега Орлова узнал из пресс-релиза "Мемориала", который ему принес его пресс-секретарь. Эти высказывания Рамзан Кадыров воспринял как обвинение его лично, как Кадырова Рамзана Ахматовича, а не как должностное лицо, в убийстве Натальи Эстемировой.

"Это большой ярлык на семью Кадыровых, у меня четыре дочки и три сына, они должны выходить замуж, жениться...

<...>

У меня была трагедия. Я пришел домой - мать плачет, дети плачут: у нас в семье убийца", - в частности, заявил Рамзан Кадыров.

Генри Резник попытался прояснить, какую конкретно роль - непосредственного исполнителя, заказчика или иную - по мнению Рамзана Кадырова, отвел ему Олег Орлов. Однако ответ потерпевшего, с точки зрения адвоката Олега Орлова, еще больше запутал ситуацию.

"И то, и другое. Это одно и то же", - сказал Рамзан Кадыров.

"Так не бывает", - возразил Генри Резник. Но ничего другого он не добился.

Кроме того, Рамзан Кадыров заявил, что не питал к Наталье Эстемировой, как к человеку, недобрых чувств и не угрожал ей. "Я не такой дурак, чтобы ей угрожать", - заметил потерпевший.

Глава Чечни, по его словам, только "давал советы" Наталье Эстемировой - в частности, о том, что ей не пристало отвечать на вопросы интервью ведущей телеканала РЕН-ТВ Марианны Максимовской на рынке на фоне нижнего белья. Причем делал он это "культурно, аккуратно, вежливо, как мужчина женщине".

Тот факт, что в интервью радиостанции "Свобода" он назвал Наталью Эстемирову "человеком без чести, достоинства и совести", свидетельствует, якобы, только об оценке потерпевшим ее правозащитной деятельности.

"Она никогда не защищала права человека. Мы ее назначили в городской совет [по оказанию содействия в обеспечении прав и свобод человека и гражданина], у нее были все возможности решить все проблемы... Она болтала и ничего не делала... Я в ее работе не видел ничего святого и ничего полезного для прав человека", - выразил мнение Рамзан Кадыров.

Перешли к высказыванию главы Чечни: "Да, у меня руки по локоть в крови. И я не стыжусь этого. Я убивал и буду убивать плохих людей", а также ему подобным. В связи с ними Генри Резник поинтересовался, не называется ли человек, который убивает людей, убийцей.

"У меня руки очень чистые. Вчера маникюр сделал", - сообщил в ответ Рамзан Кадыров. Затем глава Чечни пояснил, что вел речь об уничтожении террористов во время спецопераций, которыми он руководит в соответствии со своим статусом и с законом.

Лично Наталье Эстемировой Рамзан Кадыров таких слов, якобы, не говорил и вообще видел ее только дважды. Во-первых, на заседании правозащитного Совета Грозного, который потерпевший распустил, по его словам, из-за бездействия. А во-вторых - на встрече с сотрудниками "Мемориала" 22 февраля 2008 года.

На вопрос Генри Резника, чувствует ли он, как руководитель Чеченской Республики, ответственность за преступление, совершенное в отношении Натальи Эстемировой, Рамзан Кадыров ответил: "Она была убита в Ингушении" и добавил, что точно так же в содеянном можно обвинить "руководство Российской Федерации".

Олег Орлов попытался уточнить у Рамзана Кадырова, когда именно и по какой причине у него возникло негативное отношение к Наталье Эстемировой, как к правозащитнице. Тот, в свою очередь, сказал, что все на той же встрече 22 февраля 2008 года представитель ПЦ "Мемориал" Светлана Ганнушкина передавала ему письмо жителей поселка "Шанхай", расположенного на территории Грозного. И оно, якобы, содержало не соответствующие действительности негативные утверждения о положении дел в этом поселке.

Хотя письмо не было подписано, а впоследствии выяснилось, что его написала местная жительница Роза Чемиева, тем не менее у Рамзана Кадырова сформировалось убеждение, что настоящий автор этого документа - Наталья Эстемирова.

"Ганнушкина сразу посмотрела на Эстемирову", - пояснил Рамзан Кадыров.

По мнению Рамзана Кадырова, правозащитники "приносят боль, как террористы, когда пишут неправду", и эта "неправда" влечет за собой очень серьезный экономический и политический ущерб.

Допрос Рамзана Кадырова занял оклоло двух часов, после чего судья объявила 15-минутный перерыв.

По его окончании представитель потерпевшего Андрей Красненков заявил ходатайство о приобщении к делу некоторых дополнительных материалов ("вещдоков", как выразился Красненков). В их числе оказалась обещанная им еще в самом начале судебного процесса информационная "бомба", якобы, разоблачающая "Мемориал".

Как выяснилось, таковой "бомбой" Андрей Красненков считает видеозапись (и ее письменную расшифровку) неоднократно упомянутой встречи 22 февраля.

Однако оценить по достоинству этот "вещдок" никто из присутствовавших не смог. Видеозапись не была надлежащим образом заверена, и суд отложил разрешение вопроса о ее приобщении и просмотре до следующего заседания. Оно назначено на 11 часов 10 мая. Ожидается, что в этот день завершится судебное следствие.

Прения сторон назначены на 11 часов 16 мая.