Центр "Сова" представил последнее исследование Галины Кожевниковой

Фото Веры Васильевой, HRO.org10 марта 2011 года в Независимом пресс-центре в Москве состоялась презентация доклада информационно-аналитического Центра "Сова" "Призрак Манежной площади. Радикальный национализм в России и противодействие ему". Это исследование директор Центра Александр Верховский, выступивший перед журналистами, проводил в соавторстве со своим заместителем Галиной Кожевниковой.

 

Презентацию начали с минуты молчания в память о Галине Кожевниковой, которая скончалась 5 марта после тяжелой болезни, когда Центр "Сова" завершал работу над докладом.

"Мы не успели завершить традиционный сбор статистики. Но все же мы сочли необходимым не откладывать выход доклада, работа над которым стала последним делом для Галины", - сказал Александр Верховский.

Фото Веры Васильевой, HRO.org

В 2010 году от расистского и неонацистски мотивированного насилия, по данным "Совы", погибло 37 и были ранены 382 человека. Традиционно центрами насилия остаются Москва с областью, Санкт-Петербург с Ленинградской областью и Нижний Новгород. Жертвами в большинстве случаев оказываются выходцы из Центральной Азии. Второе место занимают представители так называемой неформальной молодежи.

Беспорядки на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года стали ключевой темой и исследования, и презентации. В свете этих событий весь 2010 год выглядит иначе, и требуется ответить на вопрос, почему они произошли именно сейчас, говорится в представленной работе.

Особенность проявления радикального национализма в прошлом году, по мнению специалистов "Совы", заключается в том, что значительная часть неонацистских лидеров перестала участвовать в публичной политике, предпочитая насильственные акции.

Фото Веры Васильевой, HRO.org

И если раньше была тенденция к тому, чтобы объединяться вокруг своих лидеров, то теперь неонацистская среда перешла на горизонтальное структурирование. Это, полагают эксперты, и позволило, с сочетанием с неожиданно успешным привлечением фанасткой молодежи, эффективно организовать события 11 декабря. Такая система малых автономных ультраправых групп все менее связана с известными организациями националистов, все более непримирима к властям и рассматривает свою повседневную деятельность как "партизанскую войну".

Александр Верховский также рассказал, что националистические движения в 2010 году пытались разными способами улучшить свой имидж. Например, "стали очень популярны мероприятия за здоровый образ жизни. Даже термин "правозащитник" был ими активно освоен - те, кто защищал людей, осужденных по насильственным расистским преступлениям, тоже назывались правозащитниками".

В свою очередь российские власти в течение года слабо реагировали на ксенофобские проявления в обществе. Подобную социальную политику необходимо пересмотреть, чтобы предотвратить рост национализма, убежден Александр Верховский.

Как заявил эксперт, прежде всего должно быть эффективно завершено расследование беспорядков на Манежной площади, организаторы должны быть найдены и наказаны. Не менее важно то, что "никаким представителям власти не следует подыгрывать радикальным националистам или пытаться их в некотором роде утешить и успокоить, что мы тоже разделяем вашу озабоченность. Не потому, что у нас нет социальных проблем, которые связаны с иммиграцией; просто то, как формулируют и как понимают эту озабоченность националисты, глубоко неправильно". Необходимо решать конкретные социальные проблемы, например - интеграции людей, которые переезжают из региона в регион.

В том, насколько актуален новый доклад Центра "Сова", присутствовавшие на презентации могли убедиться буквально в двух шагах от Независимого пресс-центра. Накануне стало известно, что неонацисты осквернили место гибели Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой на улице Пречистинка. Адвокат и журналистка, как и Галина Кожевникова с Александром Верховским, занимались едва ли не самой опасной в современной России темой. В настоящее время свастика и оскорбительная надпись на стене уже небрежно замазаны, но все еще читаются, а расколотые рамки с фотографиями убитых убраны. Вокруг по-прежнему разбросаны засохшие цветы.

Фото Веры Васильевой, HRO.org