Когда закон превращается в сказку

Российская Фемида угодила в грандиозный скандал. То, что все знали, но о чем было не принято говорить вслух, прозвучало из уст не оппозиционного политика, журналиста или адвоката, а "своего" для судебной системы человека. Резонансные заявления пресс-секретаря Хамовнического райсуда Москвы Натальи Васильевой о том, что приговор по второму делу "ЮКОСа" судье Виктору Данилкину был спущен "сверху" против его воли, вызвали шквал комментариев и жаркие споры.

Это разоблачительное, смелое интервью, восторгались одни. Это пиар-акция команды Ходорковского, организованная на его деньги, злословили другие. Ее заботит судьба не политзаключенных, а ее начальника, упрекали третьи.

Юрий Шмидт не сомневается в правдивости Натальи Васильевой. "Я не вижу причин того, чтобы она ни с того ни с сего сказала неправду", - прокомментировал ситуацию адвокат Михаила Ходорковского в интервью СМИ.

Слова Васильевой - это как минимум основание для проведения доследственной проверки, добавил к этому защитник Платона Лебедева Константин Ривкин.

Его мнение разделяют и правозащитники. Так, Общероссийское общественное движение "За права человека" в лице своего исполнительного директора Льва Пономарева предлагает обратиться к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с требованиями возбудить уголовное дело по факту давления на суд и в Московский городской суд с кассационным представлением об отмене приговора, как вынесенного с нарушением уголовно-процессуального закона.

В свою очередь руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева назвала откровения своей коллеги из Хамовнического суда "провокацией" и выразила уверенность в том, что Васильева еще откажется от сказанных слов.

"Уверена, что Васильева от своих комментариев еще откажется: такие случаи уже бывали. Свидетели дают сначала одни показания, потом заявляют, что их заставили", - цитирует "Интерфакс" комментарий Усачевой.

Признаюсь, у меня от такой уверенности заскребли на душе кошки. О методах воздействия следователями и прокурорами на неугодных им свидетелей со слов последних мне, как судебному репортеру, вероятно, известно не меньше Усачевой.

Так называемое опровержение Виктора Данилкина, последовавшее вскоре после сенсационного выступления его подчиненной (уже уволенной? уволившейся? ушедшей в отпуск? - разные источники дают противоречивую информацию), лишь усугубляет ощущение холодка на спине.

"Виктор Данилкин назвал клеветой интервью пресс-секретаря Хамовнического суда о процессе по делу Ходорковского. Мосгорсуд", - говорится в "молнии", распространенной "Интерфаксом".

Позвольте, но почему - "Мосгорсуд"? Не логичнее ли "клевету" на себя опровергнуть самолично Виктору Данилкину? Или он это делает тоже только после "оперативных совещаний в Мосгорсуде", как изящно выразилась та же Анна Усачева?

Так кто же она - Наталья Васильева? Герой, бросившийся на амбразуру? Жертва "кровавого режима"? "Пятая колонна"?

Думаю - ни то, ни другое, ни третье.

Вглядитесь в телевизионные кадры. На них видно, что девушка едва сдерживает нервное напряжение.

"Потому что я разочаровалась… Я хотела стать судьей. И когда увидела это внутреннее содержание, как все это происходит, то сказка о том, что судьи подчиняются только закону и больше никому, растаяла.

Вернее, сам закон превратился в сказку", - сказала она.

Просто человек не смог больше молчать.

Совсем недавно я брала интервью у журналиста Зои Световой о ее книге "Признать невиновного виновным", посвященной "басманному" правосудию.

"Я верю, что среди судей есть порядочные люди, которые однажды взбунтуются, протестуя против того, что власть их использует в качестве своего "инструмента". Я верю, что мы станем свидетелями судейского бунта, когда в стране найдется хотя бы один судья, для которого честь и репутация окажутся важнее материального благополучия. И потом другие судьи последуют его примеру и, возмутившись, раскроют обществу глаза на то, что творится в стенах российских судов", - сказала тогда мой собеседник.

Пресс-секретарь - это, конечно, не судья. И было бы наивностью думать, что признания Натальи Васильевой станут основанием для отмены обвинительного приговора бывшим совладельцам "ЮКОСа".

Но то, что людей нельзя бесконечно топтать и унижать, что у них иссякает терпение, на мой взгляд, очевидно. Журналистам, посещавшим второй процесс Ходорковского - Лебедева, в том числе автору этих строк, хорошо памятен эмоциональный срыв Виктора Данилкина, когда он непосредственно на судебном заседании кричал на прокурора Валерия Лахтина: "Сколько можно издеваться над судом?!"

Тем, кто дергает за ниточки системы "басманного" правосудия, сейчас нужно не ломать голову, как сделать хорошую мину при плохой игре и "задвинуть" Наталью Васильеву куда-нибудь с глаз долой, а прислушаться к ее словам.

Нет, уже давно не как к тревожному звоночку. А как к реву аварийной сигнализации, вопиющей о грозящем взрыве.