О "Войне", Химках и Манежной площади

Александр ВерховскийДиректор Информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский: Если говорить о ситуациях с арестом Воротникова и Николаева из группы "Война" после переворачивания машин в Петербурге и арестом Солопова и Гаскарова после событий у химкинской администрации, сравнивая это с реакцией властей на погромы на Манежной площади, то тут есть несколько моментов.

 

Во-первых, арестовывать на месте при таких массовых беспорядках, как на Манежной, трудно. То есть милиция задерживает сколько-то людей, но потом оказывается, что им нечего предъявлять, потому что, если не фальсифицировать показания, невозможно установить, кто и что делал. В крайнем случае можно инкриминировать только сопротивление милиции. Но никто конкретно из тех, кто избивал людей на площади или потом в метро, задержан не был.

Во-вторых, конечно, сравнивать с "Войной" бессмысленно. Это конкретная группа людей, которые известны. Оставалось только пойти и взять их. А на Манежной нужно было вычислить тех, кто является подстрекателем, или тех, кто непосредственно какие-то нападения совершал. Они же не могут несколько тысяч человек арестовать. К тому же это предположительно требует времени. Может быть, это еще последует, а может быть, и нет.

В-третьих, в случае с Химками задержали тех (а кого-то пытались задержать, но не смогли), кого в самом деле считали организаторами, хотя я и затрудняюсь сказать, насколько это может быть верно. А на Манежной таких людей пока нельзя найти. В принципе можно предположить, что какие-то люди будут вычислены по видео, например, и обвинены в организации беспорядков, нападении на милицию и еще что-нибудь в этом роде. В Химках взяли тех, кто был на виду. Здесь тоже можно было бы так поступить: взять Белова, например, и его в чем-то обвинить. Но тут такой момент, что реально нападения совершали другие люди, не Белов все-таки. Их нужно искать, а это сложно.

Кроме того, власти, конечно, боятся новых беспорядков. Поэтому вчера после какого-то нелепого слуха на несколько часов перекрыли Манежную площадь, где ничего и не должно было случиться. Завтра, наверное, все будут стягиваться на Киевскую. После таких массовых беспорядков власти обеспокоены не столько выявлением и наказанием преступников, сколько тем, чтобы избежать повторения. Вообще-то говоря, это слабая политика. Но, надо сказать, не только в нашей стране так происходит.

Власть себя чувствует очень неуверенно, когда имеет дело с большой массой довольно агрессивных людей. Это факт, что когда число участвующих в беспорядках измеряется тысячами, власть пасует.

ОМОН не мог разогнать людей на площади, как это происходит обычно по 31-м числа, просто потому что соотношение сил радикально другое было. И в общем-то, если бы участники митинга на Манежной не захотели оттуда уходить, они бы не ушли, не хватило бы сил вытеснить их оттуда.

Дело в количестве. Грубо говоря, всегда, когда власть сталкивается с какой-то малой группой людей, неважно какого девиантного поведения, она может их просто подавить. Если эта группа большая, то начинается фаза переговоров. А аресты, конечно, могут совмещаться с переговорами, но это требует политического искусства, это рискованно.

Я не хочу строить прогнозы, но мне кажется, пройдет некоторое время, неделя-две, все удостоверятся, что больше ничего не происходит, и после этого будут аресты. В ближайшие дни вряд ли повторится что-то подобное событиям 11 декабря, трудно будет что-то организовать. Власти мобилизовались и дуют на воду усиленно. Понятно, что лидеры националистических групп, которые являются главными бенефициарами событий на Манежной, если не совсем идиоты, сейчас ничего организовывать не будут. Но наверняка дождутся того момента, чтобы это повторить. Кстати сказать, какой-то арест может оказаться таким поводом. Думаю, власти это понимают. Тут надо хитрее действовать. Я думаю, какие-то хитрости уже планируются.

Александр Верховский, директор Информационно-аналитический центр "Сова"

Источник: Грани.ру