Неизвестные следят за освобожденным из-под стражи узбекским беженцем – заявителем Европейского суда

9 июня 2010 г. в Рязани был освобожден из-под стражи гражданин Узбекистана Умид Якубов, который с 1 февраля текущего года содержался в спецприемнике для административно-задержанных по судебному решению о его административном выдворении, вынесенному после того, как органы прокуратуры отказали в его экстрадиции в Узбекистан. Исполнение решения о выдворении, вступившего в законную силу 17 февраля, было отложено в связи с тем, что за 2 недели до этого (4 февраля) Европейский Суд по правам человека предписал властям РФ воздержаться от высылки заявителя до дальнейшего уведомления в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда.

Для оценки дальнейших событий важно отметить, что жалоба Якубова коммуницирована правительству России, и менее чем через месяц истекает срок представления Суду комментариев последнего по приемлемости и существу жалобы.

Освобождение состоялось по постановлению Советского районного суда г. Рязани, в котором указано, что в сложившихся условиях "разумные пределы срока содержания Якубова У.А. под стражей установлены быть не могут" и "при таких обстоятельствах, дальнейшее содержание Якубова У.А. под стражей не может являться целесообразным". В скобках хотелось бы отметить, что для осознания этого очевидного факта властям потребовалось более 4 месяцев, в течение которых адвокат Светлана Колбнева неоднократно предпринимала безуспешные попытки обжаловать незаконное лишение своего подзащитного свободы.

К моменту освобождения Якубова в спецприемник прибыл представитель Рязанской областной прокуратуры, который по поручению Генеральной прокуратуры РФ предложил ему заключить мировое соглашение: отказаться от жалобы в Страсбург в обмен на гарантии властей РФ относительно его невысылки в Узбекистан. Однако вопрос о том, в чем конкретно заключаются эти гарантии - в предоставлении ли статуса беженца на территории РФ, отказ в котором Умид сейчас обжалует, либо в чем-то ином, - остался без внятного ответа. От столь сомнительных условий "мирового соглашения" Умид, естественно, отказался, понимая, что в настоящее время только Правило 39 Регламента Европейского Суда реально защищает его от отправки на родину, где ему угрожает применение пыток в ходе уголовного преследования по сфабрикованным обвинениям религиозного характера.

По поводу гарантий, содержание которых так и осталось загадкой для заявителя, любопытно отметить, что Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде г-н Г.О.Матюшкин обратился в Секретариат Суда с просьбой отменить действие Правила 39 в связи с принятием властями РФ "релевантных мер, гарантирующих невысылку Якубова до дальнейших уведомлений" в тот самый день, когда Рязанский областной суд отклонил жалобу Умида на постановление о его выдворении, после чего оно вступило в законную силу.

Что же касается пыток в Узбекистане, то о них Якубов знает не понаслышке. Он вынужден был покинуть родину из-за того, что в течение многих лет узбекские правоохранительные органы пытались заставить его оговорить себя и признать свою якобы причастность к запрещенной мусульманской организации, причем, в процессе одного из допросов повредили ему позвоночник.

Возвращаясь к событиям 9 июня: покинув спецприемник в сопровождении своего адвоката, Якубов вскоре обнаружил, что за их машиной постоянно следуют два автомобиля с затемненными стеклами. Они сопровождали машину с Умидом и по дороге в Управление ФМС по Рязанской области, и в офис адвоката, откуда недавний узник направил в Москву своим представителям в ЕСПЧ заявление следующего содержания:

"09.06.2010 г. следователь прокуратуры Рязанской области в присутствии моего адвоката Колбневой С.В. отобрал у меня заявление о том, что я не согласен отказаться от моей жалобы в Европейский Суд. В связи с тем, что в отношении меня по дороге из спецприемника до места моего пребывания ведется преследование неизвестными мне людьми на двух автомобилях, я опасаюсь возможного оказания на меня давления. В связи с этим, в случае поступления от меня заявления об отказе от жалобы в Европейский Суд, прошу считать данный отказ недействительным, сделанным под принуждением". Указанный выше "эскорт" так и не покинул Умида вплоть до дома, в котором он остановился на ближайшую ночь.

В связи с описанными выше событиями, необходимо напомнить, что уже неоднократно имели место факты похищения на территории России и последующего незаконного вывоза в Узбекистан выходцев из этой страны, которых узбекские власти преследуют по обвинениям в "исламском экстремизме". По сведениям, поступавшим после этого из Узбекистана, все они подвергались на родине пыткам и были осуждены на большие сроки лишения свободы по сфабрикованным уголовным делам. Похищения практически всегда происходили в случаях, когда отсутствовали законные основания для выдачи или высылки интересующих узбекскую сторону лиц - а между тем, именно в таком правовом положении находится Якубов, защищенный Правилом 39 Европейского Суда. Поэтому ему рекомендовано ни при каких обстоятельствах не оставаться одному и немедленно информировать адвоката и своих представителей в ЕСПЧ обо всех событиях, внушающих ему опасения.

Об авторе: Елена Рябинина,
руководитель программы Института прав человека
"Право на убежище"