Чем правозащитники раздражают московские власти?

12 ноября 2009 года Московская Хельсинкская группа и общероссийское общественное движение "За права человека" провели совместную пресс-конференцию в Независимом пресс-центре в Москве, посвященную конфликтной ситуации вокруг офисов этих организаций. В пресс-конференции приняли участие председатель МХГ Людмила Алексеева и ее исполнительный директор Нина Таганкина, исполнительный директор ООД "За права человека" Лев Пономарев, руководитель информационно-аналитической службы этого объединения Евгений Ихлов и его юрист Татьяна Волкова.

Напомним, что почти одновременно Департамент имущества Москвы подал в Арбитражный суд столицы иск на выселение из занимаемых помещений Московской Хельсинкской группы и региональной правозащитной организации "Горячая линия" – московского регионального отделения движения "За права человека".

Принципиальные решения о выдворении Центральным территориальным агентством (ЦТА) Департамента имущества Москвы были приняты весной 2009 года, а в конце октября Департамент обратился в суд. Однако проблемы у правозащитников начались еще задолго до этого.

31 декабря 2008 года истек срок договора аренды на помещение, заключенного Московской Хельсинкской группой с Департаментом имущества города Москвы. Это помещение, расположенное в здании по Большому Головину переулку, МХГ занимает с 1996 года.

Попытка продлить договор оказалась безуспешной, поскольку со 2 июля 2008 года вступили в силу изменения в ряде федеральных законов, предусматривающие продление срока действия ранее заключенных договоров аренды только по результатам конкурсов или аукционов. Но из ответов на запрос Московской Хельсинкской группы от 11 декабря 2008 года, полученных от ЦТА, следовало, что по указанным выше обстоятельствам договор аренды считается действующим и возобновленным на прежних условиях на неопределенный срок.

Тогда МХГ своевременно оплатила аренду за первые три квартала 2009 года.

Однако 15 апреля 2009 года МХГ неожиданно для себя получила уведомление за подписью заместителя директора ЦТА Петровой, в котором сообщалось, что срок аренды истек 31 декабря 2008 года. На этом основании правозащитной организации предписывалось освободить занимаемое помещение.

Вплоть до 27 августа 2009 года МХГ не смогла добиться от столичных властей никакого ответа на просьбу разъяснить сложившуюся ситуацию и принять возможные меры по разрешению проблемы.

27 августа МХГ получила ответ за подписью исполняющего обязанности директора ЦТА Найденова. В нем было учтено, что в соответствии с новыми измерениями в ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров только по результатам конкурсов или аукционов на некоммерческие организации не распространяется. Иными словами, юридических оснований для выселения Московской Хельсинкской группы из занимаемого ею помещения не имеется.

Однако теперь московские власти заявляют, будто выселяют правозащитную организацию в связи с реконструкцией занимаемого ею помещения. Это еще более странно, потому что МХГ уже производила основательный ремонт своего офиса. В то же время состояние других помещений в этом же здании, которые ни кем не ремонтировались, городских чиновников почему-то не беспокоит. Утверждения московских властей о том, что Московской Хельсинкской группе, якобы, уже подыскали на выбор два других помещения, по словам Нины Таганкиной, не соответствуют действительности. Во всяком случае правозащитникам никто эти помещения не показывал и не предлагал.

"Кроме того, то, что, как мы узнали от журналистов, они нам, якобы, предлагают, во-первых, находится в гораздо худшем районе, а во-вторых – гораздо меньше по площади. То есть, замена заведомо неравноценная", – подчеркивает Людмила Алексеева. И добавляет, что МХГ намерена отстаивать за свои права:

"Первое, что я решила сделать, когда узнала, что они так объясняют свои действия журналистам, это пригласить независимого эксперта. Потому что, я вас уверяю, помещение, которое мы занимаем, не в аварийном состоянии".

Схожая правовая коллизия возникла в отношениях московских властей с "Горячей линией", которой указывалось то на мифические нарушения в пользовании (якобы незаконную перепланировку), то на необходимость проведения конкурса.

20 сентября 1998 года префект Центрального административного округа Москвы Александр Музыкантский издал распоряжение о предоставлении "Горячей линии" расселенных еще в советские времена помещений на первом и на втором этажах дома по Малому Кисловскому переулку. А также – о переводе этих помещений в нежилой фонд с оформлением аренды.

В 2005 году началось оформление нового арендного договора. А заодно – перевод в нежилой фонд помещения на втором этаже, который до тех пор оформлен не был, несмотря на упомянутое распоряжение Александра Музыкантского. Межведомственная комиссия в том же году поддержала такой план, признав помещение на втором этаже непригодным для проживания и рекомендовав перевести его из жилищного фонда в нежилой.

Однако необходимых мероприятий произведено не было. Вместо этого 20 июня 2007 года городские власти обменяли помещение на втором этаже офиса "Горячей линии" на квартиры в районе "Кожухово", занимаемые неким ООО "Альфа".

Между тем еще 1 августа 2006 года был заключен новый договор аренды "Горячей линией" помещения на первом этаже с примыкающим подвалом на срок по 31 июля 2009 года. В связи с тем, что арендуемая площадь за счет подвала увеличилась, 28 декабря 2007 года договор аренды был переоформлен.

В апреле 2008 года была предпринята попытка силового захвата помещения на втором этаже, которую удалось отбить только при помощи десятков гражданских активистов, о чем портал HRO.org писал. По сведениям Льва Пономарева, захват предприняли представители ООО "Альфа".

Слева направо: Нина Таганкина, Лев Пономарев, Людмила Алексеева, Евгений Ихлов, Татьяна Волкова. Фото Веры Васильевой, HRO.org

В феврале 2009 года ЦТА пыталось досрочно разорвать договор аренды с "Горячей линией" в месячный срок.

В апреле проверка инспекторов ЦТА показала отсутствие нарушений, о чем был составлен акт. Однако в мае нарушения, якобы, снова возникли.

1 октября 2009 года Александр Музыкантский, в настоящее время занимающий должность Уполномоченного по правам человека в Москве, обратился к главе Департамента имущества Москвы Силкину с ходатайством о содействии в решении этого вопроса.

Одна из сторон этого конфликта, ООО "Альфа", представляет собой отдельный интерес. Эта фирма была учреждена в апреле 2007 года якобы для оптовой торговли продовольствием с 99,9-процентной долей кипрского капитала. При этом всего уставной капитал составляет 10 тысяч рублей. Затем фирма была перепродана и никогда не владела квартирами в районе "Кожухово", а только, якобы, обеспечила их получение городом.

Квартира на второй этаже офиса "Горячей линии" была перепродана ООО "Альфа" в пользу малолетних детей владельца этой фирмы Васильева Бориса Цибеновича, уже являющегося собственником квартиры на третьем этаже здания на Малом Кисловском.

Примечательно, что подробности этой сделки сейчас проверяются прокуратурой, а сам Борис Васильев, по информации Льва Пономарева, скрывается от следствия.

По мнению Людмилы Алексеевой, выселение правозащитников может происходить по совокупности причин.

"Это может быть чисто коммерческое мероприятие", – предполагает она и поясняет, что недвижимость в центре столицы – лакомый кусочек для многих. Тем более что, по данным правозащитницы, в Москве уже давно ведется массированное выселение некоммерческих организаций с привлекательных для бизнеса площадей.

Одновременно Людмила Алексеева не исключает наличия в действиях чиновников политических мотивов.

"Выселяют такие организации, которые существуют еще с советского времени, имеют награды, грамоты, в том числе от московского правительства. И это может быть местью МХГ за то, что мы стали заниматься этими организациями. Мы довольно часто именно в таком сочетании – движение "За права человека" и Московская Хельсинкская группа – раздражаем московское и федеральное правительства тем, что защищаем права человека, которые они хотели бы нарушать безнаказанно", – констатирует председатель МХГ.

Такого же мнения придерживается и Лев Пономарев, который отмечает, что официальные претензии городских властей – "абсолютно искусственные" и "выдуманные".

"Возникает вопрос, почему они так старались. Здесь причины могут быть разные, в том числе и политические, я присоединяюсь к Людмиле Михайловне. Здесь может быть совпадение экономических причин и политических.

Те вопросы, которыми мы занимаемся, например свобода слова, носят политический характер. Но одновременно мы организовали в Москве движение "Жилищная солидарность". Мы помогаем людям как-то приспособиться к колоссальной реформе ЖКХ. Самый большой прием населения мы проводим именно по этому вопросу, у нас в год проходит не менее шести тысяч консультаций по вопросам, связанным с реформой", – рассказывает исполнительный директор движения "За права человека".

Евгений Ихлов, в свою очередь, обращает внимание на синхронность возникновения проблем у МХГ и "Горячей линии".

Впрочем, правозащитники далеки от того, чтобы искать во всем происки врагов и, напротив, настроены на мирный и конструктивный диалог.

"Умная власть всегда находит возможность взаимодействия. Мы в свое время находили общий язык и готовы к этому и сейчас", – подчеркивает Лев Пономарев.

Будет ли это предложение услышано?