Правозащитники предложили 5 принципов реформирования российской милиции

23 июня 2009 года в Москве прошли общественные слушания "Милиция – пора менять", на которых гражданские активисты свели в единый список предложения о реформировании МВД. Затем эти предложения будут направлены президенту России. Во время мероприятия около здания Музея и Общественного центра имени Андрея Сахарова дежурили вооруженные автоматами Калашникова сотрудники милиции.

В общественных слушаниях принял участие и руководитель отдела информации Межрегиональной правозащитной ассоциации "Агора" Дмитрий Колбасин. В своем выступлении правозащитник сформулировал 5 принципов реформирования российской милиции.

 

    Занимающаяся последние 5 лет проблемой милицейского произвола Ассоциация "Агора" еще за два года до бойни майора милиции Дениса Евсюкова в апреле 2007 года опубликовала концепцию реформирования российской милиции. Уже тогда стало очевидно, что уголовное преследование отдельных милиционеров - в том числе благодаря деятельности правозащитных организаций - само по себе не в состоянии устранить системные причины проблемы. Мы предлагаем руководству страны начать структурную реорганизацию МВД России по нескольким параллельным направлениям.

    Невозможно исключительно силами правозащитников создать концепцию реформирования всей российской милиции, поскольку этот вопрос требует специальных познаний в области управления подобным структурами, знаний мировой практики, финансово-экономического обоснования, социальных последствий увольнения сотен тысяч сотрудников и разрешения многих других проблем. Но уверен, что мы в состоянии сформулировать своеобразный наказ от правозащитников будущим разработчикам этой реформы, в которой указать конкретные предложения, а также принципы разработки, реализации и мониторинга последствий проводимых реформ. Мы можем поставить общие принципы и согласиться о направлениях требуемых изменений, при этом не вдаваясь детально в вопросы, как это сделать и какова цена вопроса. Если кто-то считает, что конкретное предложение реализовать сейчас невозможно, то лучше вернуться к этому позже, чем рубить с плеча в самом начале.

    Такой как сейчас милиция функционировать больше не может. Она устарела морально, не отвечает требованиям времени, не соответствует общественным ожиданиям. Милиция стала язвой внутренних органов, и этот орган перешел в фазу тотального разложения. Силовое хозяйство находится в настолько запущенном состоянии, что косметический ремонт без жесткой реорганизации уже не спасет.

    Итак, 5 принципов реформирования российской милиции

    1. Милиционеров не должно быть столько. В России по разным оценкам от 1,5 до двух миллионов работников милиции. Пожалуй, само МВД не знает, сколько их точно. Реформа должна в итоге привести к численности полицейских на душу населения, соразмерной с аналогичной цифрой в развитых странах. В России на 1000 человек 13 милиционеров. В среднем в мире - 3 работника полиции. То есть, чтобы довести до среднего показателя, в 4 раза нужно сокращать. При этом необходимо сохранение объемов финансирования. Практика показывает, что состояние преступности зависит не от численности стражей порядка, а от эффективности организации их деятельности. Так при постоянном увеличении численности милиции в России происходил и рост преступности.

    2. Милиционеры должны быть другого качества. Необходимо вывести за штат 100% личного состава органов с последующей переаттестацией на соответствие занимаемым должностям. До переаттестации для всего личного состава необходимо провести серию психолого-правовых тренингов по темам "права человека", "межэтнические взаимоотношения" и по другим гражданским темам с участием представителей гражданских организаций, не имеющих отношения к системе МВД.

    Психологические и профессиональные требования переаттестации должны быть настолько высокими, чтобы до 50% нынешнего личного состава органов внутренних дел могли пройти ее с трудом. Открывшиеся вакансии, при необходимости, должны заполняться новыми сотрудниками, к которым изначально предъявляются повышенные психологические и профессиональные требования, соответствующие мировым стандартам отбора кадров в полицию.

    3. Очевидно, нужно кардинальным образом изменить организационную структуру управления путем разделения всей милиции на две неравные части: федеральную полицию и местную милицию с постепенной передачей в обозримом будущем функции местной милиции на откуп местного самоуправления с обеспечением выборности начальника местной милиции.

    Федеральная полиция должна противодействовать организованной преступности, коррупции в федеральных ведомствах, терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, преступлениям в сфере высоких технологий, массовым беспорядкам, преступлениям в отношении федеральных чиновников, общественных деятелей и бизнесменов федерального уровня.

    Местная милиция действует на территории административных единиц - районов и городов. Ее основная задача - охрана общественного порядка на подведомственной территории, профилактика и раскрытие преступлений, безопасность дорожного движения, содействие федеральной полиции. Начальник местной милиции не подчиняется никому, кроме суда и жителей своего района (города). Финансирование местной милиции осуществляется из средств субъекта федерации и средств местного бюджета.

    4. Необходим подрыв экономических основ небюджетного финансирования милиции (серые, коррупционные, криминальные доходы). По данным Высшей школы экономики, к 2005 году "левые" доходы российской милиции составляли два годовых бюджета ведомства.

    5. Необходим ребрендинг российской полиции. Изменить название "милиции" на "полицию", как это сделано в большинстве бывших социалистических стран. Одновременно изменить всю символику и внешний вид обмундирования. Только полная смена внешних атрибутов и отказ от негативно окрашенного термина "милиция" одновременно с жестким реформированием организационно-управленческой системы может создать новый позитивный имидж стража порядка.

    Изменение названия - дорогостоящий проект, однако, никакой реформой внутри ведомства не создать в органах правопорядка положительного имиджа, если ему не будет уделяться должного внимания. Стоит напомнить, что только изменение названия КГБ на ФСБ в начале 90-х годов позволило тогда изменить восприятие спецслужб и общественностью, и международным сообществом. Понимаю, это наиболее спорное положение, но ни в коем случае нельзя переоценивать роль этого шага, как нельзя и недооценивать его. У этого аспекта четкая ограниченная функция - важно не только делать или не делать, архиважное значение имеет - в какой момент необходимо провести ребрендинг.