Вот такое кино....

киноаппаратМинюст России с Союзом кинематографистов попал в интересное положение. СК - это представитель вымирающего вида неправительственных организаций в России. Организация, созданная в 1991 году с численностью свыше 5000 членов, с региональными организациями, гильдиями, делегатами на очередные и внеочередные конференции, – это динозавр, который физически не способен адаптироваться к условиям агрессивной среды.

 

Среда – это новое законодательство о некоммерческих организациях, ведомственные акты, правоприменительная и судебная практика последних трех лет. Союз формально – общероссийская организация, фактически, региональных отделений более чем в половине субъектов России у нее нет. В 2007 году Росрегистрация кинематографистов проверила и вынуждена была закрыть глаза на большинство нарушений, формально погрозив пальцем Никите Михалкову за непроведение очередных съездов.

Однажды нелегитимность съезда, переизбравшего Михалкова на новый срок председателем, уже была предметом судебного разбирательства. Тогда суд, ослепленный авторитетом светилы, нарушений не увидел.

Сегодня тот же самый Михалков про тот же самый съезд заявляет обратное, интерпретируя формальный отказ начальника Департамента по делам НКО Минюста России Сергея Милушкина (из-за неполного пакета представленных документов) доказательством нелегитимности съезда.

Михалков прекрасно знает, что Союз и под его руководством никогда не мог, и не сможет ни 1 апреля, ни позже созвать съезд, который соответствовал бы требованиям законодательства, и поэтому откровенно пытается вовлечь федеральное ведомство во внутрицеховые разборки.

Ответственно заявляю, что ни одна организация с такой структурой и численностью, как у Союза кинематографистов, не способна в полном объеме выполнить требования, предъявляемые к ней сегодня органами юстиции.

Минюст оказался в ситуации, когда любое его решение будет использовано в политических целях. Более того, при любом исходе репутации ведомства наносится ущерб. Самое интересно - чиновники стали заложниками ситуации, которую создали их коллеги из других ведомств.

Когда тысячи мелких неправительственных организаций в 2006-2008 годах закрывались, не имея возможности выполнить миллион формальных требований, их гибель не была столь заметной. Однако есть в стране небольшое число объединений, созданных еще в 90-х годах, которые де факто живут не по законам. Они просто не в состоянии, а чиновники их не трогают. До тех пор, когда внутренние конфликты не делают их заложниками безвыходной ситуации. Сначала Росрегистрация, затем суд, а сейчас и Минюст поставлены в условия выбора той или иной стороны общероссийского раздрая между известными режиссерами и актерами.

Точно такая же ситуация у большинства профсоюзов, ассоциаций и союзов, созданных в бурные 90-е. В их учредительных документах и внутреннем делопроизводстве, имеющем юридическое значение, часто ни один юрист не сможет разобраться, не говоря уж о самих сотрудниках.

В связи с этим сегодня можно говорить об амнистии для неправительственных организаций, созданных до 2005 года, имеющих число членов свыше 1000 человек. В это число не должны входить политические партии, деятельность которых регулируется специальным законом. Обоснование простое - самим своим существованием такие объединения играют чрезвычайно важную роль и, говоря словами национального доклада России в ООН, являются "мощным стимулом функционирования стабильного гражданского общества".

Ассоциация "Агора" призывает органы юстиции оказать содействие таким организациям в приведении их документов в соответствие с современными требованиями законодательства, отказавшись от намерения привлечь эти организации и их руководителей к какой бы то ни было ответственности.

Об авторе: Павел Чиков
председатель Межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций "Агора",
кандидат юридических наук