"Главный проигравший – принципы верховенства права"

Валентин ГефтерВалентин Гефтер, исполнительный директор Института прав человека, член Правления Международного общества "Мемориал": "Принципы верховенства права - главный проигравший российско-грузинского конфликта..."

 

 


На открытом форуме "Россия и Грузия после войны: перспективы взаимоотношений" директор Института прав человека Валентин Гефтер заявил:

"Повсеместный отказ от фундаментальных принципов верховенства права с действующими нормами и механизмами, с которыми, к сожалению, не просто неразбериха, а сумбур - они друг другу противоречат, каких-то просто нет. Эти принципы - и есть главный проигравший не только российско-грузинского конфликта, но и многих ему подобных".

"На применение вооруженных сил за рубежом Совет Федерации должен дать согласие. Но даже формально, для видимости, это не было использовано. Тут правовой нигилизм виден впрямую", - начал перечисление правовых нарушений государства во время событий в Южной Осетии Гефтер.

"Еще один пример. Российские вооруженные силы довольно долго находятся на территории Грузии. При этом возникает зона ответственности российских войск, в которой допускалась масса правовых нарушений", - продолжил правозащитник.

"Обратите внимание, с каким счастьем многие приветствовали сообщение о том, что были расстреляны двое мародеров. Это что значит вообще? Что там право уже не действует - ни следствия, ни суда, ничего нет", - привел пример Валентин Гефтер.

"В нашем национальном праве вообще отсутствуют нормы о применении военной силы в ситуациях гуманитарных катастроф вне страны. Нет понятия о применении силы по "принуждению к миру" и в иных ситуациях", - сказал эксперт.

 

Валентин Гефтер

По словам Гефтера: "Нет понятия защиты так называемых соотечественников. И я думаю, это отсутствует специально. Именно для того чтобы можно было заниматься тем самым правовым нигилизмом, который у нас накопился, появился не в последние дни, а гораздо раньше".

"Россия все-таки должна понять, в каком она правовом поле находится. Это СНГ, в котором уже все правовые договоренности 90-х годов по "горячим" точкам вообще не действуют или просто откинуты, отвергнуты?" - ставит вопрос Гефтер.

"Или мы находимся в пространстве ШОС, в котором принимается все что угодно, кроме того, что касается защиты граждан. Или мы все-таки находимся на территории европейского права, в том числе европейского понимания прав человека. Этот выбор абсолютно не сделан", - считает Валентин Гефтер.

"Что касается СНГ, то там работает конвенция 1993 года о защите бывших граждан Советского Союза, независимо от того, в какой стране они находятся. Но что касается европейского права? Почему мы сейчас ни на словах и ни на деле не использовали все те механизмы, которые мы можем и должны были бы использовать, находясь в рамках европейского права?", - подчеркнул правозащитник.

"Во-первых, Европейская конвенция подразумевает иск одного государства к другому за грубое нарушение прав человека. Что мешало нам, если мы решаем, что Грузия нарушила права человека на своей территории, готовить его и говорить об этом", - полагает Гефтер.

"Ничего подобного мы не слышали. Почему ответственные действия проводятся там следственными органами Российской Федерации, и речь не идет о том, что все эти материалы должны поступить в европейские правовые структуры или в международный уголовный суд, поскольку действия все эти происходили на территории государства Грузия, которое ратифицировало все основные документы", - констатировал Валентин Гефтер.

"Это и есть то, что я называю правовым нигилизмом", - сказал Гефтер.

По мнению эксперта: "Сейчас, наконец, наступил момент, по крайней мере, для нас, россиян, когда надо показать, что мы заинтересованы в том, чтобы на руинах нынешнего международного права строить новый мировой правопорядок. Мне бы хотелось, чтобы наше аналитическое сообщество, наконец, начало об этом задумываться".

"На чем же можно строить те будущие принципы, и в чем мы должны показывать пример нового мирового сообщества?", - ставит вопрос правозащитник.

"Первое, признание того, что все-таки государство, государственные образования - это не единственные авторы современного правового миропорядка", - заявил Гефтер.

"Второе, что в системе ООН нет разделения властей. Нет того, что признано во всех современных демократиях, с точки зрения основ права. Там все перемешано. Нет независимых арбитров, которые решали бы все разного рода споры", - считает эксперт.

"Для чего же все это нам нужно? Нужно для того, чтобы разрешить российско-грузинские противоречия, но не только. Нужно, чтобы защитить малые народы, где бы они ни находились: на нашей территории или на сопредельной", - аргументирует Валентин Гефтер.

По словам правозащитника: "Нам все-таки нужно выстроить и выстрадать, благодаря всем этим конфликтам, новую систему, предложить иные базовые подходы. Не просто где-то разобраться и созвать новые Хельсинки или придумывать очередной механизм, который будет действовать до следующего кризиса".

"Пора браться за эту систему целиком и полностью. Вот в этом и есть национальные интересы России в данный момент", - заключил правозащитник, исполнительный директор Института прав человека, член Правления Международного общества "Мемориал" Валентин Гефтер.

Источник: "Полит.ру"