Так когда перевозка в "автозаках" РФ перестанет быть пыточной?

Европейский Суд по правам человека обнародовал постановление, в котором удовлетворил большую группу жалоб на бесчеловечные условия перевозки российских заключенных в тюремных транспортных средствах.

Это дело "Кавалеров и другие против России", жалобы № 55477/10 и др. На основании этого судебного решения жители Республики Коми Анна Лозинская и Валерий Токарев, которых представлял юрист фонда "Общественный вердикт" Эрнест Мезак, получат по 5000 евро каждый за транспортировки в "стаканах".

Так неофициально называются чрезвычайно тесные и практически глухие одноместные камеры автомобилей конвойных служб ФСИН и МВД России.

С декабря 2013 года по апрель 2014 года в судах, расположенных в селе Койгородок и городе Сыктывкаре, рассматривалось уголовное дело Анны Лозинской 1989 года рождения. В связи с этим девушка перенесла 15 поездок в "стаканах", суммарная продолжительность которых составила 35 часов.

Наиболее мучительными для подсудимой, рост которой составляет 174 см, были 13 перевозок продолжительностью от 2 до 3 часов каждая в "автозаке" УАЗ, закрепленном за ИВС в селе Визинга Сысольского района Коми. "Стаканы" этой спецмашины имели площадь 0,3 кв.м (это, примерно, пять страниц формата А4) при высоте 1,3 метра!

Пострадал от использования "стаканов" и бывший сотрудник милиции Валерий Токарев. С мая 2013 года по март 2014 года, находясь под арестом в СИЗО-1 Сыктывкара, он перенес около 70 поездок по городу в одноместных камерах "автозаков", площадь которых составляла от 0,3 до 0,5 кв.м. При этом длительность содержаний в "стаканах" колебалась от 40 минут до 3,5 часов.

В 2014 году Фонд "Общественный вердикт" направил в Страсбург жалобы в интересах Лозинской и Токарева, в которых было указано на нарушение российскими властями статей 3 и 13 Европейской Конвенции по правам человека, которые, соответственно, запрещают пытки и обязывают создавать эффективные внутригосударственные средства защиты от нарушений конвенционных прав.

В 2016 году, после принятия этих жалоб к рассмотрению, Минюст России направил в Страсбург так называемые "односторонние декларации", в которых было заявлено о готовности российских властей выплатить заявителям отступные в размере 1500 евро каждому.

В ответ представитель заявителей юрист Эрнест Мезак попросил Европейский Суд по правам человека отклонить правительственные декларации, присудив заявителям по 5000 евро.

При этом он подчеркнул, что одобрение судом заниженного размера компенсаций будет способствовать дальнейшей консервации чрезвычайно распространенной в России практики перевозки заключенных в бесчеловечных или унижающих их достоинство условиях.

В итоге Европейский Суд по правам человека согласился с позицией фонда "Общественный вердикт" и присудил 5000 евро как Анне Лозинской, так и Валерию Токареву.

Впервые Европейский Суд по правам человека проанализировал использование тюремного транспорта в постановлении от 8 ноября 2005 года по делу "Худоеров против России" (жалоба № 6847/02).

В нем суд, в частности, указал на недопустимость выделения на одного заключенного в камере "автозака" 0,5 кв.м личного пространства независимо от продолжительности конкретной перевозки.

Вместе с тем, российское законодательство до сих пор разрешает проектирование и использование тюремных автомобилей, в которых на каждого заключенного выделяется всего 0,3 кв.м личного пространства.