Памяти Владимира Кантовского

Вчера, 12 апреля 2015 года, умер прекрасный человек, наш друг, коллега, член Правления Московского Мемориала Владимир Кантовский.

До самых последних дней Владимир Кристапович, несмотря на возраст, активно участвовал в "мемориальской" работе, и это участие отнюдь не ограничивалось заседаниями Правления. На протяжении многих лет он читал работы школьников – участников конкурса "Человек в истории. Россия – XX век" и входил в жюри, определявшее лучшие работы по истории репрессий. Как старейший из узников ГУЛАГа, он в числе первых ежегодно открывал у Соловецкого камня церемонию чтения имен расстрелянных. И он всегда безотказно откликался на просьбы рассказать о пережитом – всегда больше рассказывая не о себе, а о товарищах по лагерной и военной судьбе.

Его уход из жизни – большое горе и невосполнимая потеря для нас всех.

Наши искренние соболезнования близким и друзьям Владимира Кантовского.

Прощание во вторник, 14 апреля, в 11.00, в морге Кардиоцентра им. Мясникова (3-я Черепковская улица, дом 15-А; схема проезда).

Затем кремация в Митинском крематории.

Общество "Мемориал"


Владимир Кантовский родился в Москве в 1923 году в семье старых большевиков.

Учился в известной московской  школе № 100 у Никитских ворот.

В 1938 году были арестованы его отец и мать. Им обоим повезло: мать скоро выпустили, а отец был приговорен только к 3 годам ИТЛ. Тогда еще никто не знал, что начнется война и из лагерей не будут выпускать.

В 1941 году Владимир учился в последнем 10 классе. Весной был арестован любимый учитель истории Павел Артурович Дуковский. Владимир Кантовский и его друзья считали арест несправедливым, напечатали на пишущей машинке и разослали несколько протестных писем-листовок в защиту учителя. Писали в газету, ходили  в райком комсомола; но безрезультатно.

Сразу после окончания школы 30 июня 1941-го Владимир арестован и приговорен к 10 годам ИТЛ, которые отбывал в Омском лагере, работая на строительстве авиационного завода. Война уже шла, и Владимир в течение двух лет писал многочисленные заявления с просьбой отправить его на фронт. В конце 1942 года он наконец получил решение ОСО о замене 10 лет ИТЛ на 5 лет с отправкой на фронт в штрафбат.

В первом же бою во время операции по ликвидации Демянского плацдарма Владимир Кантовский был тяжело ранен. Год он лечился в разных госпиталях, но перебитая рука так и осталась на перевязи, периодически воспаляясь.

Владимир смог вернуться в Москву и поступил в Московское высшее техническое училище имени Баумана.

После окончания войны летом 1945 года у дверей своего дома Владимир Кантовский был вторично арестован по тем же старым обвинениям: «является участником антисоветского молодежного формирования, распространяет среди учащихся письма антисоветского содержания». В итоге Кантовского приговорили к 6 годам ИТЛ.

С рукой на перевязи он попал в  лагерь в городе Молотовске в инвалидную подкомандировку, где можно было только умирать, но смог перевестись в механические мастерские, сначала техноруком, а затем бригадиром. Затем Кантовского опять переместили в инвалидный лагерь. Но времена были уже не такие голодные: из лагеря в Абези Владимир Кристапович вышел в 1951 году и полагающуюся ему бессрочную ссылку отправился отбывать на Воркуту.

Пока Владимир был в заключении, его родители были репрессированы повторно и так же приговорены к бессрочной ссылке в Казахстане.

В 1956 году все трое Кантовских были реабилитированы, смогли вернуться в Москву.

Владимир восстановился на 3 курс и окончил МВТУ. Работал в проектных организациях.

Участник первого учредительного съезда «Мемориала». С 2005 года – член Правления Московского Мемориала.

Фото: Анна Артемьева / "Новая газета"

Фото: Анна Артемьева / "Новая газета"