Верховный суд Чечни прекратил производство по жалобе Кутаева на пытки

26 августа 2014 года апелляционная инстанция Верховного суда Чеченской Республики (ВС ЧР) отказала общественному деятелю Руслану Кутаеву, который обжаловал постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту применения к нему насилия.

Как сообщает Правозащитный Центр "Мемориал", теперь защита намерена обратиться в Европейский суд по правам человека.

Руслан Кутаев – президент "Ассамблеи народов Кавказа", известный чеченский гражданский и общественный деятель, один из немногих, кто позволял себе публичные критические высказывания в адрес руководства ЧР. Он был одним из организаторов и ведущим прошедшей 18 февраля 2014 года в Грозном научно-практической конференции "Депортация чеченского народа. Что это было и можно ли это забыть?", приуроченной к годовщине депортации 23 февраля 1944 года. Конференция вызвала резко негативную реакцию главы Чечни Рамзана Кадырова.

По официальной версии, 20 февраля 2014 года Кутаев был случайно задержан полицейским патрулем на улице в с. Гехи Урус-Мартановского района ЧР. При досмотре полицейские "нашли" у него пакетик с веществом бежевого цвета.

24 февраля с Кутаевым встретился руководитель Межрегиональной общественной организации "Комитет против пыток" Игорь Каляпин. Он сообщил, что у Кутаева при осмотре обнаружены обширные гематомы на плече и ноге. Это дало ему основания утверждать, что должностные лица пытали Кутаева, чтобы он дал признательные показания по уголовному делу.

7 июля Урус-Мартановский городской суд ЧР признал Руслана Кутаева виновным по ч. 2 ст. 228 (незаконное хранение наркотиков в особо крупном размере) УК РФ и приговорил к четырем годам лишения свободы.

Правозащитный центр "Мемориал" считает обвинительный приговор несправедливым, не основанным на материалах дела и политически мотивированным.

Ранее ПЦ "Мемориал" признал Кутаева политическим заключенным. По оценке "Мемориала", уголовное дело против него сфабриковано.

26 февраля 2014 года Кутаев обратился с жалобой в СК РФ с требованием возбудить уголовное дело по факту пыток. В ней он сообщил, что в административном здании Грозного его избивали руководитель администрации главы ЧР Магомед Даудов и замминистра внутренних дел ЧР Апти Алаудинов. Затем его доставили в УМВД России по Урус-Мартановскому району ЧР, где под пытками от него получили признательные показания.

2 апреля Руслан Кутаев получил отказ в возбуждении уголовного дела. 20 июня его представители обратились в СУ СК РФ по ЧР с просьбой отменить постановление об отказе и провести дополнительную проверку по сообщению о преступлении в отношении Кутаева. В тот же день жалоба была направлена также в прокуратуру ЧР. СК и прокуратура в удовлетворении жалобы отказали, 21 июня и 2 июля соответственно. 16 июля постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по пыткам было обжаловано в Cтаропромысловском районном суде Грозного. Суд оставил жалобу без удовлетворения.

24 июля апелляция на очередной отказ была подана в ВС ЧР.

26 августа ВС ЧР отменил решение Старопромысловского районного суда и в то же время прекратил производство по жалобе Кутаева на пытки.

"Руслан Кутаев сообщил о совершенном в отношении него преступлении – о пытках – в Следственный комитет РФ, – рассказывает представитель Сводной мобильной группы правозащитников Антон Рыжов. – Следственные органы провели поверхностную проверку его заявления, в возбуждении дела отказали. Мы обжаловали это решение в Старопромысловский районный суд, но успеха не добились. Мы пошли дальше – в Верховный суд Чечни. И вот в минувший вторник ВС отменил решение райсуда и… прекратил производство по жалобе. На наш взгляд, судья вынес необоснованное решение, воспользовавшись юридической лазейкой. Дело в том, что, согласно одному из постановлений Пленума Верховного суда РФ, если уголовное дело в отношении человека передано в суд, то отдельно жаловаться по УПК РФ нельзя: подсудимый все свои претензии якобы вправе высказать на идущем процессе. Однако по логике вещей это должно применяться в строго определенных случаях, например, когда, скажем, подсудимый хочет оспорить законность следственного действия по какому-то делу – разумеется, тогда он должен поднимать подобные вопросы в суде по этому делу. А тут другая ситуация, Кутаев – потерпевший, жертва пыток; судили же его по обвинению в хранении наркотиков, достоверность которого вызывает у нас серьезные и обоснованные сомнения.

По сути, Верховный суд ЧР, прекратив производство по жалобе Кутаева на пытки, предоставил Следственному комитету карт-бланш для бездействия. "Хорошая" схема получается: суд по обвинению Кутаева будет ссылаться на выводы СК РФ, а эти – мягко говоря, преждевременные – выводы в отдельном судебном процессе обжаловать Руслан не вправе… Думаю, самая пора обращаться в Страсбург".