Европейский Cуд и "калмыцкое дело": комментарий правозащитника

Олег ОрловКак сообщал портал HRO.org, Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) отклонил жалобы калмыков, которые добивались компенсации морального вреда за советские политические репрессии в 1940-х годах. За комментарием редакция портала обратилась к члену Совета Правозащитного Центра "Мемориал" Олегу Орлову.

 

– Олег, вы уже видели релиз Европейского Суда по "калмыцкому делу"?

Безусловно. Пресс-релиз этот, фактически, о том, что уже есть (и будет ещё больше) единоличных решений судьи ЕСПЧ о неприемлемости подобных дел. Насколько предварительно можно понять, все эти жалобы в Европейский Суд были написаны однотипно – со ссылками на решение ЕСПЧ по "грузинской жалобе".

Дело в том, что, в 2010 году ЕСПЧ принял решение по жалобе двух грузинских жертв советских политических репрессий. Они жаловались на то, что они не могут получить компенсацию за моральный ущерб от грузинских властей.

Грузинские заявители пожаловались на нарушение норм Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. С их точки зрения грузинские власти нарушили запрет на унижающее их достоинство обращение (ст. 3) и, поскольку не выплачена причитающаяся им компенсация, нарушено их право на собственность (ст. 1 Протокола 1). ЕСПЧ, рассмотре их жалобу признал лишь нарушение Грузией ст. 1 Протокола 1 и обязал каждому заявителю выплатить, кажется, по 4 тысячи евро.

– Получается, что положительное решение по "грузинским жалобам" и стало ориентиром для заявителей из Калмыкии и, по последним данным, из Карачаево-Черкессии?

Именно так. Узнав об этом решении ЕСПЧ, группы российских жертв политических репрессий решили тоже писать аналогичные жалобы - ведь у них даже не принимают исковые заявления о компенсации за моральный ущерб. Заявители готовили жалобы на нарушение ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 1 Протокола 1 Европейской Конвенции. Все "калмыцкие" жалобы такие. И в Москве многие тоже хотели направлять жалобы в ЕСПЧ. Правозащитный Центр "Мемориал" тогда писал об этом, в бюллетене нашей программы есть статья, написанная юристом Фуркатом Тишаевым. Мы призывали не подавать таких жалоб из-за их полной бесперспективности. В Москве, кажется, послушались, а в Калмыкии - нет.

Дело в том, что ситуация в Грузии и в России коренным образом различается. В Грузии закон "О реабилитации жертв политических репрессий" на тот момент имел отдельную норму о праве жертв получить компенсацию за моральный ущерб. А в России фактически такой нормы нет. Даже упоминание о моральном ущербе депутаты российской Госдумы из закона вычеркнули! Есть норма о о единовременной выплате 75 рублей за месяц, проведённый в неволе. Но что должна "компенсировать" эта мизерная сумма - моральный или материальный вред - не ясно.

В Грузии такая норма была, но законы, определяющие размер и порядок выплаты компенсации принято не было.

Поэтому ЕСПЧ в "грузинском случае" рассматривал отнюдь не вопрос о том, что жертвам политических репрессий за их страдания в советский период теперь следует выплатить компенсацию, а нехорошие власти этого не делают.

Нет. Европейский Суд вряд ли может вообще так поставить вопрос – ведь репрессии происходили до того, как Грузия подписала Европейскую Конвенцию.

ЕСПЧ рассматривал совсем другой вопрос - о том, что нормы НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНА предполагают некую компенсацию. Но граждане не могут воспользоваться своим правом, поскольку нет алгоритма, как эта компенсация должна определяться и выплачиваться.

Соответственно именно за это, а не за моральные страдания в прошлом и должна была Грузия выплатить компенсацию двум заявителям в Европейский Суд. Естественно, что Грузия при этом должна была как-то убрать это противоречие в своём законодательстве.

А наши жертвы политических репрессий до сих пор воспринимают то "грузинское" решение ЕСПЧ неверно. Якобы Европейский Суд подтвердил право всех жертв политрепрессий советского периода на получение компенсации от государств за их моральные страдания в тот период.

Очень жаль те тысячи людей в Калмыкии, которые сейчас страшно разочарованы. Но вообще-то организаторов данной кампании предупреждали...